К концу XIX века в учительской среде, как и во многих сферах деятельности, проходили процессы объединения работников. Начальной формой объединения работников образования стали съезды народных учителей. Первый такой съезд был проведен в 1895 году и имел значение как мероприятие для повышения профессионального уровня работников образования.

К 1905 году демократически настроенная часть народных учителей рассматривала объединение и борьбу с самодержавием как способ устранения невыгодных условий своего труда. Тогда был создан Союз народных учителей и других деятелей по народному образованию, являвшийся союзом всех демократически настроенных работников сферы образования. На Съезде педагогов и деятелей по народному образованию был принят Устав Союза. Большая часть делегатов Съезда высказывалась за то, чтобы Союз был не только профессиональной, но и политической организацией. Съезд избрал Бюро Московского Союза, которому вместе с Бюро Петербургского Союза предстояло подготовить материалы для Съезда по организации Всероссийского Союза учителей и деятелей народного образования.

9 июня 1905 года было провозглашено создание Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию, избрано Центральное Бюро Союза, утвержден Устав, в котором были заложены идеи организационного строения Союза, которые в той или иной степени нашли отражение в современных профсоюзных структурах. Союз был признан профессиональной организацией, было издано постановление полностью исключить из Устава политическую платформу, как затрудняющую объединение учительства. К 1917 году в программу Союза в связи с сложившейся в стране ситуацией была снова включена политическая платформа.

После роспуска Учредительного собрания деятельность союза была направлена против Советской власти, но вскоре в Союзе произошел раскол по политическим мотивам, власть способствовала выходу из Союза просоветски настроенных работников образования. Вышедшие оттуда создали Всероссийский профессиональный Союз работников просвещения и социалистической культуры.

Создание Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры было организационно оформлено 29 июля 1919 года. С этой даты начинается советский период истории профсоюзного движения работников образования России. В мае 1921 года в профсоюз работников просвещения и социалистической культуры России вошли работники печати. В октябре 1921 года на объединенном съезде Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры и профсоюза работников искусств образован Всероссийский профессиональный союз работников просвещения и искусств. В мае 1922 года профсоюз работников просвещения и искусств был разделен на два самостоятельных профсоюза: работников просвещения и работников искусств. С 1922 по 1934 годы действовал Профсоюз работников просвещения РСФСР, который объединял работников школ, детских садов, детских домов, научных учреждений, вузов и политпросветучреждений России. В 1948 году произошло объединение профсоюзов работников начальных и средних школ РСФСР с профсоюзом работников дошкольных учреждений РСФСР. В мае 1956 года профсоюз работников начальных и средних школ РСФСР, как и аналогичные профсоюзы в союзных республиках был переименован в профсоюз работников просвещения РСФСР. В марте 1958 года на I-й Республиканской (РСФСР) конференции профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР профсоюз работников просвещения РСФСР был преобразован в республиканскую организацию профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР.

Республиканская организация профсоюза просуществовала вплоть до сентября 1990 года, когда крупные политические и социально-экономические преобразования в СССР привели к его распаду и реформированию профсоюзного движения в России.

***

Профсоюзы в Тамбовской губернии в основном были созданы и организационно оформлены только после Октябрьской революции 1917 года.

Всего было создано и организационно оформлено в период с 1917 по 1919 год 22 профсоюза с числом членов 75613 человек.

Первые профсоюзы создавались путём стихийных попыток рабочих добиться некоторого улучшения своего положения.

Развитие промышленности, концентрация производства вели рабочих к организованности и сплочению.

Объединение рабочих происходило по профессиям, поэтому рабочие одного предприятия входили в несколько профессиональных союзов.

На 1-й конференции губернских профсоюзов в феврале 1918 года председатель Тамбовского губпрофсовета Б.А. Васильев говорил о причине отсутствия крупных профессиональных союзов в Тамбовской губернии, которая заключается в том, что в губернии отсутствовала развитая промышленность, а там, где нет промышленности, там нет и крупных профсоюзов.

Тамбовский Центральный Совет профессиональных Союзов организован во время октябрьских – ноябрьских событий 1918 года.

В городах губернии имелись самые разнообразные мелкие союзы, работа которых сводилась, в основном, к вовлечению большего в них работающих.

Средства союзов состояли из вступительных взносов 1 руб. и ежемесячных 10-процентных отчислений.

С июня 1920 по август 1921 г. в Тамбовской губернии насчитывалось – 167698 членов профсоюза, объединённых в 23 союза.

Работать приходилось в крайне трудных условиях. Главное внимание  уделялось борьбе с голодом, бандитизмом. «Лучшие силы – на фронт гражданской войны!».

В эти годы проведён ряд мобилизаций, из них:

3 — на командные курсы с количеством – 570 человек, одна мобилизация на Врангелевский фронт – 81 чел., в Рабкрин – 32 чел., на продналог – 263 и др. Всего мобилизовано за 1920-21 годы 11.000 человек. В 1920 году часть работников аппарата направлена на борьбу с бандитизмом.

Из–за нехватки кадров связь ГСПС с организациями бессистемная, вне всякого плана.

ГСПС вырабатывает единую структуру для всех отделений, создаёт отделы.

Так, отдел нормирования труда в 1920г. по ходатайству железнодорожных рабочих устанавливает нормы премирования за ремонт паровозов. Производит разбивку г. Тамбова на «концы» и устанавливает нормы попудной оплаты для возчиков.

В июле 1920 года по губотделам союзов была распределена пришедшая в адрес Губпрофсовета американская обувь – 3000 пар и 600 пудов мыла. Распределение проводилось исключительно по ударным предприятиям, для снабжения передовых рабочих.

Работа органов по охране труда в 1920 г. в Тамбовской губернии проходила в чрезвычайно трудных условиях вследствие распылённости промышленности по губернии, плохого транспорта и бандитизма (большинство предприятий не были обследованы).

В самих органах охраны труда не хватало работников в связи с постоянной партийной и профсоюзной мобилизацией на борьбу с бандитизмом и на продработу.

Для пополнения кадрами были созданы курсы по охране труда, по окончании которых курсанты распределялись по всем союзам для занятия мест зав. отделами охраны труда и представителей местных комиссий по охране труда. Лучших оставляли для работы в Губотделе.

Только с начала 1921 г.  отдел перешёл от бессистемной работы к плановой.

Были приняты меры к сближению работы всех уездных отделов.

Для популяризации охраны труда губотделом был назначен инспектор труда для периодического чтения на общих рабочих собраниях предприятий и учреждений г. Тамбова  лекций по охране труда.

Отдел охраны труда занимался жилищным вопросом, улучшением быта детей – подростков, определял особо нуждающихся в детские приюты.

Сверхурочные работы почти не разрешались, строго соблюдался кодекс законов о труде.

В целом работа по охране труда велась в самых трудных условиях. До 1921 года — в городском масштабе и только с конца 1921 года — во всей губернии.

В январе – феврале 1921 года был организован культотдел ГСПС.

Он начал деятельность с налаживания связи и учёта работы, которая велась в губернских отделах союзов.

Первоочередная задача культотдела – разрешить вопрос о подготовке кадров профработников и осуществление прочной внутренней связи с союзами.

В 1920 году при ГСПС был организован редакционно-издательский отдел, но в условиях острого бумажного кризиса развернуть его работу было чрезвычайно трудно.

В декабре 1922г. состоялся VI губернский съезд профсоюзов.

К концу  1923 года в союзной работе губернии наблюдаются некоторые достижения: укрепляется авторитет ГСПС и всех профсоюзов, союзы выросли и окрепли организационно и в финансовом отношении.

Улучшились общие условия труда рабочих и экономическое положение губернии. Вырос качественный состав проф­работников,  окрепла связь с союзной массой.

Тарифная работа союзов была   направлена на охват всей рабочей массы колдоговорами, которыми было охвачено 98,4% членов профсоюзов.

Много внимания уделялось социальному страхованию, борьбе с безработицей, вовлечению работающих в потребкооперацию.

Значительных успехов достигла культпросветработа.

Количество клубов — 34, профсоюзных библиотек — 52 по губернии,  с количеством книг 55000.

По губернии работало 8 общеобразовательных школ для взрослых, в которых обучались в основном члены профсоюзов. В деле ликвидации неграмотности работа культотдела заключалась в учете   неграмотных членов профсоюза, в планировании сети  ликвидпунктов.

Всего неграмотных членов профсоюза по губернии — 3541.

Вопрос об окончательной ликвидации неграмотности в профсоюзах был одним из главных.

В 1923 году по губернии сократилось число забастовок.

В 1924 году состоялся VII съезд ГСПС, который осудил практику механического зачисления в союзы.

5 – 10 апреля 1925 года VIII съезд ГСПС обязал профсоюзы уделить  особое внимание укреплению  хозяйственной жизни СССР, борьбе с безработицей и укреплению профсоюзной работы в деревне, увеличить процент женщин на выборных профсоюзных должностях.

Особая роль отводилась массовой работе: устройству вечеров, политпросвет учёбы, клубной самодеятельности,  вопросов и ответов, агитсудов, постановки живой газеты, инсценировок, лекций, экскурсий.

В 1925 году велась активная работа по ликвидации неграмотности среди членов профсоюзов.

1925 – 1926 гг. характерны недородом в сельском хозяйстве, вызвавшим  у части населения губернии голод, чем был замедлен темп развития промышленности, обрабатывающей сельскохозяйственное сырьё, это вызывало прилив безработных из деревни в город, и безработица приняла устойчивый характер.

IX Губернский съезд профсоюзов обратил внимание всех профорганизаций губернии на усиление и углубление массовой работы в профсоюзах, ещё большего сближения профорганизаций с широкими массами членов союзов, живого инструктирования, проверке выполнения заданий; обращено внимание на тяжёлые бытовые условия работающих.

В июле 1925 г. члены союза по постановлению общих собраний отчислили ещё 1% в фонд голодающих своей Тамбовской губернии, застигнутой неурожаями.

Ставился так же вопрос об усилении работы среди батрачества.

Профсоюзы организовали переквалификацию безработных.

Например, по союзу совслужащих было создано несколько курсов машинисток и счетоводов.

В 1928 году состоялся I Съезд профсоюзов ЦЧО в Воронеже, который определил основные задачи профорганизаций ЦЧО: рост материального и  культурного благосостояния пролетариата; ликвидация разрыва в заработной плате между отдельными отраслями промышленности; Съезд поручил Тамбовскому облсовпрофу подготовить вопрос о переходе на 7 – часовой рабочий день в 1928 – 29 гг.

Особое внимание обращалось на подготовку профкадров области через создание областной профшколы и краткосрочных профкурсов.

В связи с слабой постановкой антирелигиозной пропаганды в профсоюзах и оживлением активности религиозных организаций и в частности сектантских, съезд предложил усилить антирелигиозную пропаганду, веля её как повседневную практическую работу.

Обращалось внимание на решительный подъём всей культурной работы союзов в деревне; на участие профсоюзов в работе учреждений народного образования.

Из резолюции «О состоянии и перспективах работы профорганизаций по ликвидации неграмотности»:

» … работа по ликвидации неграмотности в союзах в 1928 -29 году была поставлена неудовлетворительно. В обстановке развивающейся культурной революции, союз, невнимательно относящийся к делу борьбы с неграмотностью, не может считаться хорошо работающим союзом, а его культурно — просветительская работа является явно неудовлетворительной».

1928-29 годы характеризуются внедрением социалистического соревнования, как новой формы массового участия рабочих в социалистическом строительстве.

В 1937 году в связи с образованием Тамбовской области был создан Тамбовский областной комитет профессионального союза работников начальной и средней  школы. I Пленум обкома 23.11.1937г. избрал председателя, заместителя председателя и президиум.

С 26.06.1939 г. обком стал находится в ведении ЦК Профсоюза работников начальной и средней школы Центра.

В 1944 г. в результате объединения профсоюзов Центра, Юга, Севера, Урала и Западной Сибири, Сибири и Востока в один профсоюз – работников начальной и средней школы РСФСР, Тамбовский обком стал снова подотчётен ЦК профсоюза работников начальной и средней школы РСФСР.

В 1956 году профсоюз был переименован в «профсоюз работников просвещения, высшей школы и научных учреждений».

В 1962 году в связи с созданием двух Советов профсоюзов — промышленного и сельскохозяйственного было образовано два соответствующих областных комитета.

С 1967 по 1989 гг. председателем Тамбовского обкома профсоюза избирался Сергеев Анатолий Сергеевич.

С 1989 года и по настоящее время областную организацию возглавляет Ремнёва Юлия Васильевна – член президиума ЦК Профсоюза, Заслуженный Учитель РФ.

Начиная с 1990 года, Тамбовский обком профсоюза во многом переориентировал свою деятельность и на данном этапе времени основное внимание уделял реализации через областные и республиканские органы требования, выдвинутые трудовыми коллективами, по решению неотложных социально-экономических проблем, которые резко обострились в связи с галопирующей инфляцией, ростом цен и общей политической обстановкой в стране.

12 декабря 1990 года состоялось собрание поселковых, районных, городских, областного Совета, профсоюзного актива отрасли Тамбовской области. Повестка: «О социально-экономическом положении работников народного образования. На этом собрании были приняты требования от педагогических коллективов в адрес Верховного Совета СССР, Верховного Совета РСФСР, председателей облсовета и облисполкома; был создан координационный комитет в составе девяти человек во главе с учителем Бокинской средней школы Тамбовского района Макеевым В.С.

Работники образования с удовлетворением восприняли Указ №1 Президента России «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» и Закон РСФСР «Об образовании». Казалось, что наконец-то образование и наука получили документы, по которым они будут жить, работать и развиваться.

Но уже весной 1992 года невыполнение Указа №1, отказ Правительства от его основных принципов создали серьезную угрозу образованию – как школам, так и вузам.

Движение учителей оказало мощную поддержку образованию. Президиум обкома профсоюза, координационный комитет, народные депутаты в апреле 1992 года поставили в известность областную администрацию, областной Совет, представителя Президента в Тамбовской области о том, что непрекращающиеся падение уровня жизни, задержка с реализацией принятых решений, отсутствие финансирования ведет педагогические коллективы области к социальной конфронтации, что подрывает веру в учителя, его профессиональную честь. В мае 1992 года были готовы выйти на забастовку работники образования гг. Котовска, Уварово, Кирсанова, Мучкапского, Первомайского районов. 22 мая 1992 года учителя Тамбова стояли в пикетах у здания областной администрации, мэрии г. Тамбова.

Первые переговоры с администрацией области внесли ряд существенных изменений и в деятельность нашей областной организации.

В результате коллективных действий, учительского движения, решений двух Всероссийских конференций работников образования, благодаря компетентности, настойчивости, и последовательности президиума ЦК Профсоюза, правительство вынуждено было принять конкретные меры, ускорив введение единой тарифной сетки.

В сентябре и октябре 1992 года состоялись два этапа областной конференции работников образования, на которой решались вопросы социально-экономической защиты работников отрасли.

Весной 1993 года правительство стало резко сокращать расходы на финансирование вузов, начались задержки выплаты заработной платы, стипендий, вузы попали в критическое положение с оплатой коммунальных услуг. Были проведены две Всероссийские конференции по высшей школе.

В сентябре 1993 года профсоюзы работников народного образования и науки, здравоохранения и культуры образовали Ассоциацию профсоюзов работников бюджетных отраслей. Председателем Ассоциации была избрана Ю.В. Ремнева.

В конце 1993 – начале 94 годов, особенно в летний период, начались задержки выплаты заработной платы учителям, техническим работникам школ, работникам детских дошкольных учреждений, резко сократились фактические расходы на образование, под угрозой оказалась выплата отпускных.

Если проанализировать в целом все действия профсоюза в этом направлении, то становится очевидным, что все документы, касающиеся совершенствования социально-экономического положения работников нашей сферы, принимались в результате настойчивых действий отраслевого профсоюза — от первички до Центрального Комитета.

В целом, за прошедшие годы благодаря совместным усилиям, тесному взаимодействию областного комитета Профсоюза, территориальных организаций и их руководителей, первичных профсоюзных организаций удалось укрепить областную организацию, повысить её авторитет в органах власти всех уровней. Добиться, что определяющим для членства в профсоюзе становится не только материальная помощь и бесплатные путевки, а возможность защиты своих прав и социальных интересов. Наша организация в настоящее время самая многочисленная в области.

С 2007 году областную организацию Профсоюза работников народного образования и науки РФ возглавляет Марина Юрьевна Назарова, отличник народного образования, член Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования, Общественной палаты Тамбовской области.