Уважаемые коллеги!
В 2014 и начале 2015 года комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел ряд законопроектов, внес некоторые поправки в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по социально значимым вопросам, касающимся защиты прав участников образовательного процесса, значительная работа проведена по правовому регулированию отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и города федерального значения Севастополь.
1. В 2014 году был уточнен порядок поощрения обучающихся за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности медалью «За особые успехи в учении».
2. Были внесены изменения в Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» по вопросу отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в образовательных организациях начального и среднего профессионального образования. Отсрочка предоставляется обучающимся до окончания ими учебного заведения, если до поступления они не имели среднего образования.
3. Широкий резонанс вызвало обсуждение требований к одежде учащихся общеобразовательных организаций, хотя казалось, что проблемы здесь больше нет.
Тем не менее в июне прошлого года изменения в закон были приняты Госдумой.
4. Решен вопрос о предоставлении особых прав детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета.
5. Очень остро стоял вопрос об оплате за студенческие общежития. Внесены изменения в Жилищный кодекс и Закон об образовании, предусматривающие особенности предоставления жилых помещений в общежитиях обучающимся и определены меры социальной поддержки студентов, установлен порядок расчета размера платы за проживание в общежитии и коммунальной услуги, причем вуз вправе снизить размер платы или не взимать её.
6. Учитывая многочисленные обращения педагогов несколько изменены вопросы регулирования ограничений на занятие педагогической деятельностью с участием несовершеннолетних.
7. Предоставлены льготы детям сотрудников органов внутренних дел, или уволенных со службы при поступлении в общеобразовательные организации с военной подготовкой.
8. Из ФЗ «Об образовании в РФ» удалена норма, определяющая размер родительской платы за присмотр и уход в детском дошкольном учреждении. Закон запрещает право учредителя организации устанавливать родительскую плату и её размер за присмотр и уход. Депутаты – члены комитета инициировали внесение изменений в Налоговый кодекс РФ о наделении организаций, осуществляющих деятельность по присмотру и уходу за детьми, правами при применении ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций. Средства, получаемые от взимания родительской платы, являются источником целевых расходов. В связи с этим они подлежат обложению налогом на прибыль и затем уже могут быть использованы в соответствии с целями организации.
Статьей 284.1 части второй Налогового кодекса установлено, что в отношении организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, может применяться налоговая ставка 0 процентов ко всей налоговой базе.
Поэтому мы предлагали включить доходы образовательных организаций от деятельности по присмотру и уходу за детьми в размер доходов, учитываемых при применении налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль образовательных организаций.
Комитет разделяет аргументы авторов в поддержку предлагаемой инициативы, представленной в пояснительной записке к законопроекту, направленной в Правительство. Комитет поддержал принятие законопроекта в первом чтении.
9. В конце прошлого года Патриотическая платформа Государственной Думы, её возглавляет депутат Ирина Яровая, внесла законопроект, который готовится к рассмотрению, о создании общих линеек учебников по истории, русскому языку и литературе. Законопроект будет рассмотрен в весеннюю сессию.
В начале текущего года комитет рассмотрел вопрос о первоочередных мерах по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, обеспечению устойчивости развития системы образования и защиты интересов участников образовательного процесса. Правительство представило антикризисный план в Госдуму.
Комитет отметил, что в нем практически не затронуты вопросы развития системы образования и меры по обеспечению выполнения социально значимых положений указов Президента России В.В. Путина, принятых в мае 2012 года, в том числе по обеспечению детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в дошкольных образовательных организациях, выплате педагогическим работникам заработной платы в соответствии с ранее утвержденными графиками её повышения. Указанные обстоятельства создают высокие риски возникновения в сфере образования негативных процессов, таких как:
— сокращение отдельных категорий педработников (психологи, логопеды, педагоги дополнительного образования, музыкальные работники и др.);
— сокращение учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала;
— неоправданная реорганизация образовательных организаций сети среднего профессионального и высшего образования, ликвидация коррекционных общеобразовательных организаций, малокомплектных общеобразовательных организаций в сельской местности, небольших рабочих поселках;
— и т.д., что может привести к росту неудовлетворенности граждан действиями государственной власти в сфере образования.
Учитывая это, комитет решил рекомендовать Правительству России:
— не снижать объемы ассигнований федерального бюджета по разделу «Образование», предусмотренные Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;
— выделить в 2015 году дополнительно из федерального бюджета 40 млрд. руб. на продолжение программы модернизации региональных систем дошкольного образования в целях обеспечения 100% детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в дошкольных образовательных организациях;
— вернутьбюджетополучателям остатки средств федерального бюджета, выделенных, но недоиспользованных в 2014 году на реализацию программ модернизации региональных систем дошкольного образования;
— повысить социальную защищенность обучающихся по программам среднего профессионального и высшего образования путем увеличения в 2015 году размеров стипендиального фонда на 20%. Указанные средства направлять на повышение социальных стипендий обучающимся, получающим государственную социальную помощь, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицам и числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детьми-инвалидами, инвалидами Iи IIгрупп, инвалидами с детства; студентам ,подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также студентам, проживающим в общежитиях;
— усилить внимание к формированию контрольных цифр приема на программы среднего профессионального и высшего образования исходя из наиболее острых потребностей экономики регионов;
— принять меры по завершению строительства и вводу в действие пусковых объектов системы образования, в первую очередь студенческих общежитий, учебно-лабораторных корпусов и спортивно-оздоровительных сооружений, со степенью готовности не менее 50-60 процентов.
Уважаемые коллеги!
Мне хотелось бы проинформировать вас, что Президентом РФ В.В. Путиным по итогам проведения форума «Качественное образование во имя страны» даны поручения по оптимизации системы отчетности в сфере образования.
Эти вопросы – предмет постоянного обсуждения на всех педагогических собраниях и встречах.
Учитывая изложенное, комитет Госдумы по образованию 19 января 2015 года принял решение, получившее единогласную поддержку депутатов, об инициировании создания межфракционной рабочей группы по оптимизации отчетности в сфере образования.
Целью рабочей группы является выработка рекомендаций и предложений для Правительства, органов государственной власти субъектов РФ по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей систему отчетности, устранению избыточной бюрократизации процессов управления в сфере образования, повышению эффективности управления в сфере образования, информационной открытости органов управления образованием и организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В этой связи предполагается провести анализ нормативных правовых актов, регулирующих процессы мониторинга и сбора отёчности в сфере образования и их влияния неэффективность управления системой образования.
Состоялись два заседания рабочей группы, рассмотрены предложения экспертов, профессионального сообщества, Профсоюза. Отмечено, что поднятая проблема носит комплексный межведомственный характер, поэтому следующее заседание пройдёт с участием Росстата, МЧС, архивистов и др. ведомств, которые запрашивают отчетность от образовательных организаций.
В апреле мы должны передать предложения Председателю Государственной Думы С.Е. Нарышкину.