15 – 16 августа 2018 года в Волгограде состоялось расширенное заседание коллегии управления образования и науки Тамбовской области на тему «Региональная политика развития кадрового потенциала системы образования».

В деловой программе коллегии приняли участие руководители  Тамбовской областной и местных профсоюзных организаций работников народного образования и науки, представители управления образования и науки Тамбовской области, руководители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководители областных и муниципальных образовательных организаций, руководители комитета образования, науки и молодежной политики и Профсоюза образования Волгоградской области.

Проведение выездных коллегий управления образования и науки Тамбовской области стало доброй традицией. Такой формат заседания коллегии дает возможность её участникам обменяться с коллегами из другого региона инновационным опытом работы, идеями и наметить перспективы межрегионального сотрудничества.

Коллегия состояла из работы экспертной площадки, посвященной обсуждению проблем развития кадрового потенциала региона, и совещания на тему «Региональные аспекты реализации основных направлений государственной политики в сфере образования». Модератором площадки стала проректор Института повышения квалификации педагогов Ирина Аверина.

Экспертная площадка включала в себя базовые выступления трех спикеров: начальника управления образования и науки Тамбовской области Татьяны Котельниковой, ректора ТОИПКРО Галины Шешериной и председателя Тамбовской областной профсоюзной организации работников народного образования и науки Игоря Кочетова. Выступление каждого спикера сопровождалось дискуссией экспертов. В ходе Коллегии свое экспертное мнение высказывали: заместитель председателя Тамбовской областной профсоюзной организации работников народного образования и науки Алексей Никоноренков, начальник отдела образования г.Тамбова Евгений Выжимов, директор педагогического колледжа Ольга Шаталова, директор школы №13 г. Тамбова Ирина Курбатова, начальник отдела образования Сампурского отдела образования Ирина Абрамова.

Татьяна Петровна Котельникова, в своем выступлении обозначила основные проблемные точки, которым следует уделить первоочередное внимание: например, перед образовательными учреждениями Тамбовской области по-прежнему достаточно остро стоит проблема привлечения и закрепления молодых педагогов. В связи с этим был поднят вопрос о совершенствовании профориентационной работы со старшеклассниками, направленной на привлечение лучших из них к дальнейшему обучению по педагогическому профилю. Говорилось о необходимости более эффективного использования механизмов целевого обучения и о развитии мер методической поддержки молодых учителей в период их профессиональной адаптации.

«Смысл этих мер — не только в том, чтобы привлечь в школы новых педагогов с хорошим уровнем подготовки, но и удержать их после первых 2-3 лет работы. Наряду с этим, нужно искать новые модели занятости пожилых педагогов. Они могут выступать, в качестве учителей-методистов и наставников своих менее опытных коллег», — отметила Татьяна Петровна.

Ректор Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования Галина Шешерина сосредоточила основное внимание на теме управления квалификацией педагогов. Она представила участникам новые подходы к организации повышения квалификации, которые в ближайшее время предполагается реализовать в работе института. Галина Александровна заметила, что учителя должны быть готовы обладать навыками педагогов XXI века и в своих профессиональных компетенциях следовать за детьми, навыки и требования у которых меняются каждые 10 лет.

«Основой повышения квалификации педагогов должна выступать диагностика профессиональных компетенций в сочетании с анализом учебных результатов, которые демонстрируют обучающиеся в рамках оценочных процедур, в частности, ЕГЭ и ОГЭ. При проектировании содержания курсовой подготовки необходимо исходить, в первую очередь, из содержания профессиональных затруднений, которые есть у педагога и которые мешают ему получать более продуктивные результаты в работе с детьми», — сказала Галина Александровна.

Введение национальной системы учительского роста, заинтересованность в повышении профессионального роста самими педагогами… Обсуждение темы, заданной спикером, продолжили эксперты Ирина Курбатова, Ольга Шаталова, Алексей Никоноренков, Ирина Абрамова, Евгений Выжимов. Эксперты и спикеры сошлись во мнении, что профессиональная поддержка педагогов должна быть адресной. Своей практикой по реализации данного направления поделилась начальник отдела образования Тамбовского района Наталья Бурашникова и директор Лицея №14 г. Тамбова Геннадий Любич. Итогом обсуждения стало предложение начальника управления образования и науки Татьяны Котельниковой о грантах на профессиональную подготовку, в том числе в центрах Сколково и Сириус.

Председатель Тамбовской областной профсоюзной организации работников народного образования и науки Игорь Кочетов рассмотрел эффективные условия мотивации профессионального развития педагогов. Одним из главных положений его выступления стала мысль о том, что меры, предпринимаемые в целях мотивации, должны расширять, а не ограничивать свободу творчества педагога. Отдельной темой его выступления стала национальная система учительского роста и новая модель аттестации.

Учитель должен понять, что нового, полезного и эффективного он от всего этого получит. А вот для этого многое предстоит сделать, чтобы стало понятно, что аттестация реально способствует профессиональному росту, стимулирует улучшение материального положения, — заметил Игорь Викторович в своем выступлении

По итогам работы коллегии было принято решение, определившее основные задачи развития региональной системы образования на новый учебный год.

Завершилась работа Коллегии экскурсией по Мемориальному комплексу «Сталинградская битва» и торжественным возложением цветов к Вечному огню на Мамаевом Кургане.