Традиционно накануне нового учебного года управление образования и науки, профсоюзная организация работников народного образования и науки Тамбовской области проводят расширенную коллегию, в ходе которой обсуждаются актуальные вопросы развития системы образования. В этом году педагогическая общественность региона встретилась 26 августа в Многопрофильном кадетском корпусе имени Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР Л.С. Дёмина.
В рамках коллегии состоялась работа проектных площадок. В частности, педагоги и руководители школ обсудили вопросы формирования духовной и психологической безопасности школьников в условиях негативных вызовов современного общества, проектирования единого воспитательного пространства, модернизации школьных библиотек, вопросы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях реализации ФГОС (в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ). Речь также шла о развитии инфраструктуры дополнительного образования детей, создании высокотехнологичной образовательной среды за счет использования информационных технологий, развития дистанционных и сетевых форм организации деятельности, а также о развитии межведомственного сотрудничества как при реализации программ дополнительного образования в рамках организации профориентационной работы.
В ходе коллегии было уделено особое внимание созданию современных условий обучения и воспитания. Руководитель ведомства Наталья Астафьева представила собравшимся анализ работы по развитию отрасли всех уровней, результаты, социальные эффекты, а также приоритеты дальнейшего развития. В частности, речь шла о том, как обеспечивается доступность дошкольного образования, как создается доступная среда для детей-инвалидов и как в регионе решается вопрос с ликвидацией третьей и второй смены в школах.
Так, благодаря модернизации региональной системы дошкольного образования в области ликвидирована очередь в детские сады детей от 3 до 7 лет. За последние три года построены 36 детских садов.
Продолжается работа по созданию современных условий для обучения в системе общего образования. Доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям, составила 77,2% (2014 – 76,6%). В современных условиях обучается 85% школьников (2014 -84,5%).
Разрабатываются концепции новых школ, создаваемых в рамках федеральной программы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту школ (с учетом основных тенденций развития естественно-математических, социально-гуманитарных наук, техники и технологий), которые предусматривают наличие инновационных центров и лабораторий (прототипирования, нанотехнологий, биотехнологий, робототехники и др.), современных информационно-библиотечных центров, возможности для организации внеурочной деятельности, реализации дополнительных программ.
В рамках реализации проекта по строительству, реконструкции и капитальному ремонту школ запланировано кардинальное обновление имущественного и материально-технического комплекса образовательных организаций.
До 2025 года запланировано создание 76 840 учебных мест (246 объектов).
20 школьных зданий с износом более 70% будут выведены из эксплуатации к 2018 году, 64 школьных здания с износом более 50% — к 2025 году.
В 2016 году в эксплуатацию планируется ввести образовательный комплекс на 2425 учащихся «Школа Сколково-Тамбов»; «Оборонинскую среднюю общеобразовательную школу» в р.п. Мордово на 598 учащихся и первую очередь православной гимназии г.Тамбова (начальная школа на 100 учащихся).
В регионе решается задача повышения доступности качественного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. С 1 сентября 2016 года область приступает к внедрению ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. В области с 2014 года организована работа стажировочной площадки по данному вопросу. В 62% школ созданы условия для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
На сегодняшний день в стандартах нового поколения статус дополнительного образования как неотъемлемой части учебного процесса закреплен институционально. В 2015 году 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет были охвачены дополнительными общеобразовательными программами.
В основе региональной концепции развития системы дополнительного образования детей – модель сетевой организации, включающая 3 областные, 61 муниципальную организацию дополнительного образования детей и 450 общеобразовательных организаций.
Значительный социальный эффект был получен в результате реализации партийного проекта «Реконструкция спортивных залов в сельских школах». В целом, за 3 года были реконструированы и капитально отремонтированы спортивные залы в 65 сельских школах области. Охват обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом, увеличился до 62% (2015 год – 61,5 %).
Крайне актуальной задачей сегодня становится кардинальное обновление деятельности школьных библиотек, которые должны стать организационными и функциональными центрами образовательного процесса и обеспечить инфраструктурную основу для реализации ФГОС в образовательных организациях. В рамках федеральной стажировочной площадки на базе 15 школ области отрабатываются различные модели информационно-библиотечного центра.
Председатель областной профсоюзной организации работников народного образования и науки, депутат Государственной Думы РФ Марина Назарова в своем выступлении затронула вопрос избыточной отчетности учителей, меры поддержки педагогов и другие проблемы, стоящие сегодня перед педагогами.
По материалам пресс-службы Управления образования и науки Тамбовской области
Выступление на коллегии М.Ю. Назаровой