6 февраля комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования и науки провела круглый стол на тему «Подведение итогов опроса общественного мнения о статусе учителя в современном обществе». В дискуссии приняли участие в том числе специалисты аппарата Общероссийского Профсоюза образования, победители Всероссийского конкурса «Воспитатель года России».

С основными докладами выступили инициаторы обсуждения, организаторы опроса. Первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования и науки Людмила Дудова размышляла об образе современного учителя в зеркале СМИ (наблюдения над публикациями в Интернете). Людмила Васильевна подчеркнула: «Традиционно учителя в российском обществе и образование в системе ценностей занимают одно из ведущих мест. И сложилось исторически, что учитель в России – это больше, чем учитель. Это тот, на кого равняются, тот, кто имеет особенные права. Некоторые изменения восприятия фигуры учителя в нашем социокультурном пространстве связано с причинами, о которых мы не очень часто говорим. Если до эпохи активного внедрения интернета и цифровизации учителя оставались единственными носителями всего – системы ценностей, знаний и так далее, — то сегодня педагог находится в ситуации острой конкуренции с другими носителями информации и с другими технологиями, которые сегодня обеспечивают доставку информации, знаний и в общем-то участвуют в конкуренции за формирование сознания нашей нации и нашего нового поколения». Тем не менее, уверена Людмила Дудова, «учитель в глазах родителей остается тем, кто несет знания, формирует основу. Это вотум доверия общества». А вот с детьми все сложнее. «Ослабление статуса учителя связано с тем, что на сегодняшний день ни родитель, ни учитель не обладает достоверными сведениями о том, с кем мы имеем дело. Учитель сегодня во многом работает вслепую. Современное поколение насколько серьезно отличается от предыдущего, и это цивилизационный процесс, что родители и учителя не всегда могут поспеть за этими изменениями».

Член комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования и науки Ирина Бурмыкина представила основные итоги общественного опроса о статусе учителя в современном обществе. Ирина Викторовна пояснила, что главной сюжетной задачей проведения опроса стала проблема «Почему происходит изменение статуса учителя?». «Мы становимся свидетелями того, что социум в целом готов сделать учителя ответственным за многое, что происходит в обществе. И если эти ожидания не совпадают, реакция оказывается мгновенной, тиражируется средствами массовой информации. Проблематика изменения статуса учителя важна и для органов власти, и для общественности, и для учителей, поскольку надо понимать, что является причиной, что может стать следствием, какие действия необходимо предпринять для того, чтобы учитель как субъект формирования гражданской идентичности все-таки оставался на достаточно высоком уровне общественного признания», — сказала Ирина Викторовна.

Опрос проводился на сайте Общественной палаты РФ с 14 по 25 января, в нем приняли участие 1667 респондентов, причем это была стихийная выборка. Примерно половина опрошенных – из сел и малых городов, вторая половина – из крупных городов. Две важных цифры итогов: 71 процент опрошенных оценивают статус профессии учителя как низкий. 80% опрошенных считают, что престиж профессии учителя в последнее время снижается.

В дискуссии приняли участие ученые, учителя школ и преподаватели вузов, колледжей, а также родители. Свое мнение смогли высказать не только сидящие за круглым столом, с помощью видеосвязи к разговору подключились педагоги из Волгограда, Казани, города Глазова Удмуртской Республики. На дискуссию в Москву были приглашены победители Всероссийского конкурса «Воспитатель года России» Екатерина Смалева (Рязань), Анастасия Шлемко (Московская область).

Участниками обсуждения стали специалисты аппарата Общероссийского Профсоюза образования. Выступая, эксперт аппарата Профсоюза Раис Загидуллин отметил, что сегодня об образовании говорят рыночным языком, потерян «культурологический дискурс в системе образования». «Если мы сумеем выйти на ценностные, нравственные запросы о смысле образования, тогда можно будет многое изменить — и систему оценки, и систему приема в педагогические вузы, и систему инструментов. Без этого мы не сможем переломить мнение родителей о школе, не сумеем донести мнение, что система-то образования хорошая. Мы, Профсоюз образования, поможем в этих вопросах».

Подробнее об итогах опроса и дискуссии в Общественной палате РФ читайте в ближайших номерах газеты «Мой профсоюз».

Пресс-служба Общероссийского Профсоюза образования